Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Молодечненского райисполкома
Государственное учреждение образования
Селевская базовая школа Молодечненского района
Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Приём — это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи. Система методов (приёмов) — это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. Классификация методов — это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также подгруппы. Классификационные признаки группировки методов: — источник знаний; — характер познавательной деятельности ученика; — руководящая роль учителя; — степень активности ученика; — возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника; — условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Метод как способ учебной работы: — догматический — приобретение знаний в готовом виде; — эвристический — усвоение знаний и умений путём рассуждении, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании); — исследовательский — добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы. Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения. Характеристика отдельных групп методов: 1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необходимости воспроизводят полученные знания; 2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; 3) методы проблемного обучения: — проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления; — частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению от-дельных шагов решения, отдельных этапов исследования; — исследовательские методы- способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении; 4) методы организации учебно-познавательной деятельности: — словесные, наглядные, практические; — аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; — репродуктивные, проблемно-поисковые; — методы самостоятельной работы и работы под руководством; 5) методы стимулирования и мотивации: — методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); — методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания); 6) методы контроля и самоконтроля: — устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); — письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль); — методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль); 7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся: — классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совер-шенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков); — определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.); — различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода); — деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная); 8) методы программированного обучения — особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся — жёсткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством. Многообразие методов: 1) словесные методы: — объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное); — рассказ — это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный); — работа с печатным словом (книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания; — изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщённые научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное; — повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу; — описание — вид изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности; — рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам; — проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, по-ставленных учителем; — беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалоговом методе учения. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются частные во-просы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы; 2) наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков; 3) опыты — это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения; 4) практические методы учения — это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ); 5) упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.
Методы обучения являются инструментом развития учащихся если: — способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями, навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации; — формируют у учащихся потребность в новом знании; — направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; — ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации; — обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; — содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; — создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. Методы обучения на уроке должны соответствовать: — задачам урока; — характеру и содержанию учебного материала; — уровню знаний, умений и навыков учащихся; — материальному обеспечению урока; — личным качеством учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства; — индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; — бюджету времени.
свернутьУрок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку. Для эффективности проведения урока необходимо: — Определить и сформулировать тему урока — Определить место данного урока в системе уроков — Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке. 5. Формулирование учебных задач урока. 6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. 8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. 9. Подбор дидактических средств урока (кинофильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). 10. Проверка оборудования и технических средств обучения. 11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. 13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний. 14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания. 15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Планирование внеклассной работы по данной теме. 17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)
Учет особенностей учащихся класса: — успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.); — отношение учащихся к предмету; — темп работы; — сформированность учебных умений; — общая подготовленность учащихся; — отношение к разным видам учебной деятельности; — отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным; — общая дисциплина учащихся. Учет своих индивидуальных особенностей: — тип нервной системы; — коммуникативность; — эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся; — управление восприятием нового учебного материала учащимися; — умение преодолеть плохое настроение; — уверенность в своих знаниях, умениях; — наличие умений импровизации; — умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
свернуть
свернуть
Задачи
Образовательные:
обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
способствовать становлению умения ………;
проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником…)…;
создать условия для отработки навыков и умений в …….
создать условия для отработки навыков анализа такого явления, как…….;
актуализировать знания о…;
расширить общий и ……… кругозор учащихся
Развивающие:
создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;
создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;
развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;
формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;
содействовать развитию воли и настойчивости;
развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);
развивать интерес к предмету;
развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;
развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;
учить вести и составлять конспекты, тезисы;
учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;
учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;
учить устанавливать межпредметные связи;
развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;
развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;
формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;
Воспитательные:
способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
содействовать формированию патриотических чувств;
содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов
содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
содействовать развитию интереса к изучению иностранного языка;
содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции
пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);
пробудить чувства ответственности, долга…
вызвать чувство удивления и гордости…
подвести учащихся к выводу…
убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.
создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;
формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.
Образцы формулировки некоторых образовательных задач:
✓ на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…
✓ способствовать становлению умения оценивать…
✓ развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…
✓ помочь учащимся увидеть результаты своего труда;
✓ формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.
свернуть