Молодому специалисту

Методические основы урока

развернуть

Методы обучения — это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Приём — это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений. Он не имеет своей самостоятельной учебной задачи. Система методов (приёмов) — это не простой их набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приёмов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приёмами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний до самостоятельного решения познавательных задач. Сущность метода заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. Классификация методов — это подразделение их на том или ином основании на конкретные группы, а также подгруппы. Классификационные признаки группировки методов: — источник знаний; — характер познавательной деятельности ученика; — руководящая роль учителя; — степень активности ученика; — возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности школьника; — условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Метод как способ учебной работы: — догматический — приобретение знаний в готовом виде; — эвристический — усвоение знаний и умений путём рассуждении, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно быть предусмотрено в вопросе (задании); — исследовательский — добывание знаний и умений путём проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путём самостоятельного нахождения исходных данных и прогнозирования результатов работы. Последние два подхода наиболее свойственны развивающему типу обучения. Характеристика отдельных групп методов: 1) объяснительно-иллюстративные (объяснительно-рецептивные) методы отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными методами, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают её. При необходимости воспроизводят полученные знания; 2) репродуктивные методы способствуют формированию знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; 3) методы проблемного обучения: — проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути её решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют и переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления; — частично-поисковые или эвристические методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению от-дельных шагов решения, отдельных этапов исследования; — исследовательские методы- способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем. Методы проблемного обучения наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении; 4) методы организации учебно-познавательной деятельности: — словесные, наглядные, практические; — аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; — репродуктивные, проблемно-поисковые; — методы самостоятельной работы и работы под руководством; 5) методы стимулирования и мотивации: — методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций); — методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания); 6) методы контроля и самоконтроля: — устного контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); — письменного контроля и самоконтроля (контрольные письменные работы, письменные зачёты, программированный контроль, письменный самоконтроль); — методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический самоконтроль); 7) методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся: — классификация самостоятельных работ по дидактической цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совер-шенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков); — определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент, работа с книгой и т. п.); — различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода); — деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная); 8) методы программированного обучения — особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным учебным материалом, сущностью которой является с точки зрения задач умственного развития учащихся — жёсткое управление умственной деятельностью обучаемого. Программа при этом является дидактическим средством. Многообразие методов: 1) словесные методы: — объяснение — это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т. е. раскрывается логическая природа того или иного явления (прямое, непрямое, инструктивное); — рассказ — это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный, иллюстративный, информационный); — работа с печатным словом (книгой) — это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания; — изложение — это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются, сообщаются, предлагаются обобщённые научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное; — повествование — это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме или в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу; — описание — вид изложения, в котором даётся последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности; — рассуждение — вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам; — проблемное изложение — это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, по-ставленных учителем; — беседа — форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалоговом методе учения. Её основные признаки: учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются частные во-просы; после решения каждого вопроса задачи следует заключение учителя, подытоживающее результаты работы; 2) наблюдение — это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков; 3) опыты — это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических и исследовательских умений, а также умений обращения с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения; 4) практические методы учения — это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ); 5) упражнения — это планомерно организованное повторное выполнение какого-либо действия с целью его освоения или совершенствования.

Методы обучения являются инструментом развития учащихся если: — способствуют вооружению школьников прочными знаниями, умениями, навыками, а также умениями переносить их в новые ситуации; — формируют у учащихся потребность в новом знании; — направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; — ориентируют мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации; — обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; — содействуют овладению учащимися учебными умениями как инструментом познания; — создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. Методы обучения на уроке должны соответствовать: — задачам урока; — характеру и содержанию учебного материала; — уровню знаний, умений и навыков учащихся; — материальному обеспечению урока; — личным качеством учителя, его подготовленности и уровню методического мастерства; — индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся; — бюджету времени.

свернуть

Алгоритм подготовки к уроку

развернуть

Урок начинается не со звонка, а с подготовки к уроку. Для эффективности проведения урока необходимо: — Определить и сформулировать тему урока — Определить место данного урока в системе уроков — Определить и сформулировать цели деятельности учителя и учащихся Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя 1. Разработка системы уроков по теме или разделу. 2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. 3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка. 4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке. 5. Формулирование учебных задач урока. 6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. 7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся. 8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. 9. Подбор дидактических средств урока (кинофильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). 10. Проверка оборудования и технических средств обучения. 11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. 12. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. 13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний. 14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания. 15. Продумывание форм подведения итогов урока. 16. Планирование внеклассной работы по данной теме. 17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)

Учет особенностей учащихся класса: — успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.); — отношение учащихся к предмету; — темп работы; — сформированность учебных умений; — общая подготовленность учащихся; — отношение к разным видам учебной деятельности; — отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным; — общая дисциплина учащихся. Учет своих индивидуальных особенностей: — тип нервной системы; — коммуникативность; — эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся; — управление восприятием нового учебного материала учащимися; — умение преодолеть плохое настроение; — уверенность в своих знаниях, умениях; — наличие умений импровизации; — умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

 

свернуть

Несколько советов о правильной организации работы на уроке

развернуть
  1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.  2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.  3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.  4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.  5. Обращайтесь с просьбами, вопросами несколько чаще к тем учащимся, которые могут заниматься на уроке посторонними делами.  6. Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.  7. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.  8. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.  9. Удерживайтесь от излишних замечаний.  10. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой к классу.

 

свернуть

Образцы формулировки некоторых образовательных задач

развернуть

Задачи

Образовательные:

обеспечить в ходе урока усвоение, (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;

способствовать становлению умения ………;

проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником…)…;

создать условия для отработки навыков и умений в …….

создать условия для отработки навыков анализа такого явления, как…….;

актуализировать знания о…;

расширить общий и ……… кругозор учащихся

Развивающие:

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать познавательные объекты, делать выводы;

создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности

содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;

развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;

формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;

содействовать развитию воли и настойчивости;

развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);

развивать интерес к предмету;

развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

учить вести и составлять конспекты, тезисы;

учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

учить устанавливать межпредметные связи;

развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;

Воспитательные:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

содействовать формированию патриотических чувств;

содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов

содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;

содействовать развитию интереса  к изучению иностранного языка;

содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;

содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

содействовать воспитанию следующих нравственных качеств учащихся…, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции

пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);

пробудить чувства ответственности, долга…

вызвать чувство удивления и гордости…

подвести учащихся к выводу…

убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.

создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;

содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

 

Образцы формулировки некоторых образовательных задач:

✓ на основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым создать (углубить)…

✓ способствовать становлению умения оценивать…

✓ развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа…

✓ помочь учащимся увидеть результаты своего труда;

✓ формировать у учащихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, работать по плану и тд.

свернуть